С 1974 года на Волжском Автомобильном Заводе работает специальное конструкторское бюро роторно-поршневых
двигателей (СКБ РПД), которое занимается разработкой и доводкой РПД . Создано семейство двигателей
мощностью от 40 до 200 л.с., в основном, для автомобилей специального назначения. Проведен большой
обьем доводочных работ,в результате которых подтверждена работоспособность конструкции. Автомобили
с РПД успешно эксплуатируются службой безопасности России.
В СКБ РПД наибольший обьем работ был проведен по двигателям мощностью 120 и 140 л.с. В результате
этих работ были решены такие проблемы роторного двигателя как работоспособность подшипников,
газовых и маслосьемных уплотнений, оптимизирован газообмен для получения наибольшей мощности,
создана цифровая многоканальная система зажигания. Решение этих вопросов подтверждено многолетней
эксплуатацией и испытаниями. Наибольший пробег без ремонта автомобиля с РПД более 300 тыс.км.
Большая работа ведется по дальнейшему совершенствованию роторно-поршневого двигателя с целью обеспечить
выполнение перспективных норм токсичности и экономичности.
Роторно-поршневой двигатель из-за особенностей кинематической схемы имеет возможность применения
принципиально отличных от поршневого конструктивных решений повышающих его экономичность, ресурс
и снижающих токсичность отработавших газов. К таким решениям относится послойное распределение
топлива в камере сгорания позволяющее работать на смесях более бедных чем, это возможно для
поршневого двигателя.
Другие мероприятия имеют имеют большую эффективность в РПД, чем в поршневом моторе или
конструктивно проще. Это динамический наддув за счет отраженной волны от смежной секции, влияние
на наполнение которого соизмеримо с регулируемой длиной впускного патрубка.
Пpоблема снижения токсичности pотоpно-поpшневого двигателя существенно не отличается от этой же
пpоблемы поpшневого двигателя. Основные пути pешения - это: совеpшенствование смесеобpазования,
совеpшенствование пpоцесса сгоpания, пpименение сpедств обезвpеживания выхлопных газов.
Кpоме того, к настоящему вpемени выявлено и пpовеpено экспеpиментально в поpшневых двигателях
новое напpавление: подача водоpода в бензовоздушную смесь. Эффективность снижения токсичности
соизмеpима с пpименением тpехкомпонентных нейтpализатоpов. Для pотоpно-поpшневого двигателя, с
его особенной "пеpемещающейся" камеpой сгоpания эффективность снижения токсичности пpи добавке
водоpода может быть больше.
Особо следует отметить предрасположенность РПД для работы на водороде. Фирма Mazda провела большой
обьем исследовательских работ по применению водорода в качестве топлива для автомобильного
ДВС.
В ходе этих исследований было однозначно выявлено, что при работе классического поршневого двигателя
возникает ряд существенных проблем. В то же время роторно-поршневой двигатель при небольшой
модернизации позволяет использовать водород в качестве топлива. Поэтому фирмой было заявлено,
что в "водородной" программе предпочтение отдано РПД. Перспективность этих работ очевидна.
Designed by V&N 2002 |