Роторные машины на АвтоВАЗе запустили в мелкосерийное производство в 1996-м по заказу МВД. Сейчас завод выпускает ежегодно около сотни ВАЗ-2105, 2107, 2108, 2109 и
21099, оснащенных роторно-поршневыми моторами или двигателями Ванкеля,
названными по имени их создателя. Кстати в мире, помимо АвтоВАЗа, роторными машинами всерьез занимается
только японская "Mazda", которая смогла довести машины с подобными
силовыми агрегатами до серийного производства. А вот обладателем
"спецдевятки" сегодня может стать также любой желающий.
Правда, о массовых продажах говорить еще рано - нужно время, чтобы
выяснить, перерастет ли любопытство в реальный спрос. Поэтому "Самары" с
роторным мотором можно встретить далеко не у каждого дилера: за полгода
ВАЗ выпустил всего десять экземпляров. Со дним из них и состоялось наше
знакомство.
Спонтанный "брифинг" на стоянке спровоцировали наклейки на кузове,
указывающие на необычный мотор: интерес прохожих был самый что ни на
есть неподдельный. Суть вопросов сводилась к "лошадям", которых заявлено
135, и к ресурсу мотора - завод называет цифру 100 тысяч до замены
ротора. Это потребует 300 долларов, затем машина, по словам дилеров,
выхаживате еще столько же до следующего ремонта. Само же авто с
роторно-поршневым двигателем оценивается в 6000 - 6500 "зеленых".
С виду не скажешьПод капотом автомобиля непривычно просторно. Поперечно расположенный
силовой агрегат, который больше напоминает электродвигатель, подвешен на
штатном креплении обычного движка. Сверху, как и полагается,
установлены карбюратор (впрыск для роторного мотора еще не сделали) и
воздушный фильтр. Здесь же крепится связка из четырех катушек зажигания,
каждая из которых обслуживает свою свечу. И никакого распределителя -
подачей импульсов заведует электроника. Из дополнительного оборудования
присутствует масляный радиатор, что обусловлено техническимим
особенностями роторно-поршневого двигателя. Кстати, емкость системы
смазки вдвое больше обычной, да и расход масла здесь свой, несколько
увеличенный.
Внешне "роторный" автомобиль ничем себя не выдает (стикеры на бортах
нашего экземпляра, разумеется, не в счет). Хотя, в общем-то, скрытая под
капотом мощь могла бы найти продолжение, например, а установке задних
дисковых тормозов. Однако тут же те же штатные барабаны, правда, в
отличие от массовых собратьев 14-дюймовые колеса предусмотрены в
стандарте. Нет ничего особенного и в салоне - "не подает виду" даже
тахометр, а ведь роторный мотор можно "выкручивать" куда смелее, чем
"родной".
Вслед за привычным звуком стартера раздается своеобразный голос
двигателя с приятным металлическим оттенком, нарастающим при добавлении
газа. Вперед!
Старт многообещающий. Мотор без заминок тянет уже с небольших оборотов, а
по мере того, как стрелка тахометра взбегает по шкале, ускорение
становится по-настоящему захватывающим. И все это уверенно и без
надрыва, под высокочастотный рокот агрегата. Причем спортивный норов
начинает проявляться еще до отметки в 2000 об/мин.
Единственное, что оказалось не в пользу "роторника", - торможение двигателем, которое кажется непривычно плавным.
Дело техники
На фоне резвой динамики еще более отчетливо чувствуются слабости
характера "девятки". Вялость откликов автомобиля на воздействия, в
общем-то, "острым" рулем, вызванная "несобранностью" подвески,
становится еще более выпуклой - ведь мотор-то всерьез настороен на
активную езду. И это при том, что в целом подвеску "Самары" слишком
мягкой не назовешь, особенно в сравнении с "десяткой".
Впрочем, проблемы как таковой нет. Если вы азартный ездок, вам просто
следует позаботиться о доводке ходовой части, что, несомненно, придаст
характеру машины необходимую цельность.
Фото В.Артева, текст А.Ремизова.
|
Технические характеристики | ВАЗ-2109-91 | Тип кузова/количество дверей | хетчбек/5 | Габаритные размеры, мм | | длина | 4008 | ширина | 1620 | высота | 1340 | База, мм | 2460 | Дорожный просвет, мм | 160 | Объем багажника, л | 330/940 | Снаряженная масса, кг | 1000 | Тип двигателя | бенз., Ванкель | Рабочий объем камеры, см3 | 1308 | Максимальная мощность, л.с. | 140 | При частоте вращения, об/мин | 6000 | Макс.крутящий момент, Нм | 186 | При частоте вращения, об/мин | 4500 | Число секций | 2 | Тип привода | передний | Максимальная скорость, км/ч | 200 | Время разгона 0-100 км/ч, с | 8 | Расход топлива, л/100 км | 7/10/12,5 | Розничная цена, $ | 6000 |
|